Заречный парк г. Кирова

Это редкий пример пойменного соснового леса. А. Д. Фокин относит его к зональному типу растительности, развивающейся на песчаных гривах первой аллювиальной (луговой) террасы в заливаемой части речной долины (пойме). Причем он выделяет здесь три типа растительных ассоциаций (Фокин, 1933):

— заливной сосняк кустарниковый на высоких молодых гривах;
— заливной сосняк-кисличник на гривах среднего уровня;
— заливной сосняк-злаковый на старых высоких гривах.

Эти леса он рассматривает как последовательные стадии облесения речных наносов — новой территории, создаваемой рекой в процессе ее геологической деятельности. Сосняки Заречного парка не дают начальной стадии такого облесения, зато они с большой полнотой иллюстрируют вторую стадию — постепенного вытеснения сосны пихтой и елью и приближения пойменной растительности к зональному типу, в данном случае — пихтово-еловому лесу. В этом отношении Заречный парк служит классической иллюстрацией процесса развития лесной растительности в пойме.

При однородном составе древесных видов (сосна, ель, пихта) поражает обилие кустарников — шиповники, малина, смородина пушистая, жимолость голубая и обыкновенная, дерен татарский, черемуха, крушина ломкая и слабительная, бузина красная, рябина, калина — всего 16 видов. Любопытно присутствие здесь степных кустарников — кизильника черноплодного и крушины слабительной. Из типичных боровых кустарников присутствуют ракитник и можжевельник.

Травянистый покров состоит в основном из обычных видов, но по окраинам парка встречается эндемичный для северо-востока Европейской части СССР вид — манжетка Фокина.

Шесть небольших старичных озер украшают парковый пейзаж. При ширине 50—60 м они до 400—500 м вытянуты в длину. Глубина их 2—3 м, но есть впадины до 6—7 м.

С 1934 г. этот лес официально несет функции городского парка культуры и отдыха. Тысячи ног постепенно вытаптывают, вдавливают в почву травянистый покров. Вместе с лесными травами гибнет молодой подрост деревьев. Утрамбованная почва теряет свою структуру и те свойства, которые отличают ее от пустой породы, что ведет к угнетению древостоя. Ослабленные деревья поражаются вредителями и болезнями, сохнут. Спрессованную почву покидают типичные лесные травы, их сменяют более устойчивые к вытаптыванию луговые растения, но и те в конце концов не выдерживают, уступая место вездесущим сорнякам.

Такую картину можно наблюдать на прибрежной окраине парка, испытывающей наибольшую рекреационную нагрузку в связи с размещенными здесь аттракционами, парковыми постройками и близостью пляжа.

Не будь в парке столь густого подлеска, создающего местами непроходимые дебри, он давно бы, наверное, утратил свой естественный вид.

По данным специальной комиссии, обследовавшей парк в 1972 г., у 10% деревьев были сухие вершины, 2% деревьев посохли полностью, пихты старше 50 лет поражены скрытой центральной гнилью, а корни поваленных ветром елей — корневой гнилью. Отмирание древостоя происходит из-за ухудшения почвенных условий, механических повреждений корней и стволов, из-за загрязнения воздуха, а также по естественным причинам, поскольку возраст большинства деревьев приближается к 150—200 годам.

В 1964 году лесная площадь парка составляла 178,9 га, а к 1975 г. уменьшилась до 121 га.

Проблемы охраны Заречного парка усложняет р. Вятка, теснимая от левого, городского берега деревообрабатывающими предприятиями, она подмывает правый берег, каждый год отнимая у парка землю. Если не будут приняты меры по спрямлению русла Вятки у Вересников, то она может лишить кировчан единственного у города места массового отдыха, как уже лишила их старого пляжа.

Как ботанический памятник природы Заречный парк должен сохранить свой самобытный облик. Он не нуждается в облагораживании.

Его реконструкция может осуществляться путем создания куртинно-полянных комплексов для более равномерного распределения рекреационной нагрузки на всю лесную площадь. При этом должны быть выделены участки строгой охраны, по которым может пройти смотровой маршрут экологической тропы (учебной тропы природы, тропы здоровья).

Наличие в парке густого подлеска облегчает создание куртинно-полянного комплекса. Нужно только тщательно спроектировать размещение тропинок, мест отдыха, учитывая характер перемещений посетителей парка.

Необходимо также позаботиться об искусственном возобновлении парка путем подсадки характерных для него видов деревьев и кустарников, не допуская к посадке чуждые местной флоре виды. Уместна здесь посадка типично пойменного вида — осокоря и способной выдерживать затопление лиственницы. А вот клен ясенелистный, сирень, акация, бальзамический тополь здесь выглядят инородным телом.

Заречный парк — это естественное насаждение, представляющее собой образец местной природы, и сохранить его нужно именно таким.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *