История охраны природных территорий в нашем крае фрагментарно отражает историю заповедного дела в стране в целом.
Некоторые «священные рощи на живописных холмах», которые можно было видеть, «путешествуя по южной части Вятской области» (Налимов, 1928), сохранялись у нас до середины 1950-х годов.
По традициям древних запретов сохранились также некоторые участки лесов: Заречный парк г. Кирова, Посадский лес под Малмыжем, Истобенская и Суводская корабельные рощи, взятые под охрану согласно еще петровским указам. Теперь это интересные ботанические памятники. В первом всесоюзном перечне заслуживающих охраны природных объектов упоминался «сосновый бор близ г. Вятки» (Васильковский, 1927), то есть нынешний Заречный парк г. Кирова.
В начале 1930-х годов в области был организован первый охотничий заказник. Поднимался также вопрос о создании заповедника на территории Нургушского заказника. Специалисты считают также целесообразным создание заповедника на типичном участке восточноевропейской средней тайги в урочище Тулашор в Нагорском районе, где сохранились нетронутые участки темнохвойных лесов (Зыков, Нухимовская, 1979). Одним словом, предпосылки есть, но тем не менее Кировская область продолжает оставаться «белым пятном» на перспективных планах организации заповедников в стране.
Долгое время в области был только один лесной заказник — Бурецкий в Вятскополянском лесничестве, созданный в 1958 году для получения семян высокопродуктивной формы сосны. К 1985 г. таких лесосеменных заказников на ель, сосну, зеленокорую осину, пламенную березу, лещину насчитывалось уже 20. Все они создавались по инициативе бывшего главного лесничего области, а впоследствии заведующего Кировской научно-исследовательской лабораторией лесной селекции Л. И. Ворончихина.
Выявлять памятники вятской природы начал в середине 50-х годов старейший сотрудник Кировского областного краеведческого музея А. Д. Фокин, досконально знавший флору и растительность края.
В 1960 году, откликнувшись на просьбу Комиссии по охране природы АН СССР, А. Д. Фокин составил первый список интересных объектов, которые заслуживали охраны как памятники природы.
В это время при областном совете общества охраны природы создается секция охраны памятников природы, и А. Д. Фокин становится ее председателем. В 1961 году он возглавляет первую экспедицию по обследованию и выявлению новых природных достопримечательностей. На основании подготовленных затем материалов облисполком в 1962 году утвердил 32 природных объекта, подлежащих особой охране.
В 1969 году областной краеведческий музей вместе с облсоветом ВООП осуществили вторую экспедицию по обследованию памятников природы. На основании представленных материалов облисполком в 1972 году принял специальное решение по охране и благоустройству памятников природы в области.
Отсутствие в то время конкретного юридического определения категории «памятник природы» и опыта их практической охраны привело к некоторой путанице в причислении природных объектов к разряду памятников. Некоторые объекты попали в их список случайно без достаточных на то оснований, в то время как многие достойные охраны творения не получили охранной грамоты, например, «участок остепненного бора по р. Кильмези», включенный Центральной лабораторией охраны природы в «Проект сети постоянных ботанических, геологических и ботанико-геологических заказников всесоюзного значения» (1964). Формализм в деле охраны памятников природы также не способствовал их сохранению — уже значась «памятником природы», посохла от бесконтрольного паломничества отдыхающих Кстининская сосна, был взорван Буржатский утес на Немде по распоряжению директора местного совхоза, которому решением облисполкома предписывалась его охрана. Туристами разрушено гнездовье орланов в Нургушском заказнике.
Со временем изучение и выявление памятников природы становится одним из направлений исследовательской работы отдела природы областного краеведческого музея. Заведующий отделом природы музея совмещает общественные обязанности председателя секции охраняемых природных территорий областного совета ВООП. Это обусловило плановость и последовательность работы по выявлению, изучению и пропаганде охраны памятников природы.
С 1974 года обязанности председателя секции охраняемых природных территорий, согласно занимаемой в музее должности, выполняет автор. Экспедиционные поездки по выявлению и обследованию памятников природы ведутся регулярно. К 1986 г. ими были охвачены почти все районы области. К участию в них привлекаются ученые и специалисты. По заданиям музея туристские группы областной станции юных туристов под руководством инструктора Е. И. Ворончихина, а также отдельные группы учащихся городских и сельских школ забираются в самые отдаленные и глухие уголки области, добывая сведения о новых природных достопримечательностях.
Успешному выявлению памятников способствует активное участие широких масс населения, вызванное постоянным ростом природоохранной пропаганды. Появляются многочисленные публикации в местных периодических изданиях, читаются лекции о памятниках природы с демонстрацией цветных слайдов, проводятся тематические передачи по областному телевидению и радио. Кировская телестудия снимает видовые фильмы «Нургушский заказник», «На берегах Немды», «Живая вода» (о Медведском боре), причем фильм о Нургушском заказнике показывался и по центральному телевидению. С 1977 года в учреждениях культуры г. Кирова и в районах области демонстрируется передвижная фотовыставка областного краеведческого музея «Памятники природы Кировской области». В экспозиции отдела природы музея оформляется специальный раздел по этой теме, и, кроме того, материалы о памятниках природы вводятся во все основные разделы природоведческой экспозиции. В 1979 году музей при участии облсовета ВООП выпустил плакат «Береги памятники природы». В том же году вышел из печати фото иллюстрированный аннотированный каталог «Памятники природы Кировской области».
Проблемы охраны памятников природы постоянно поднимаются в областной и центральной прессе. В ответ на критические публикации и конкретные предложения секции охраняемых природных территорий облсовета ВООП, райисполкомы стали принимать специальные решения по охране памятников природы в своих районах. К 1985 г. из 39 районов области в 22 были приняты такие решения, дополнившие список природных достопримечательностей еще 56 объектами. Но согласно Положению о государственных памятниках природы таковыми могут они считаться лишь после утверждения их решением облисполкома.
Широкая огласка через областную и центральную печать фактов нарушения режима охраны памятников природы способствовала улучшению их состояния и повышению их престижа.
Так, с 1974 г. после статьи «Встреча с Нургушем» в газете «Кировская правда» был закрыт цех ширпотреба Котельничского лесхоза в Нургуше и прекращена здесь вырубка молодых дубков и вязов.
После критической публикации в газете «Сельская жизнь» по указанию Министерства геологии СССР в 1981 г. была проведена балансовая переоценка месторождений известняков по берегам р. Немды в Советском районе и утверждены облисполкомом границы охранных зон расположенных здесь памятников природы с изъятием части месторождений из промышленных разработок.
В 1983 г. после статьи «Гибнет кедровая роща» в областной газете Кирово-Чепецкий народный суд предъявил жителю с. Бурмакино, спилившему несколько старых кедров, штраф и денежный иск за причиненный ущерб, а оставшиеся 10 кедров, наконец, были огорожены силами совхоза «Бурмакинский».
Статья «Рубят дубовую рощу» в газете «Кировская правда» в 1985 г. послужила поводом для возбуждения Котельничской межрайонной прокуратурой, впервые в практике охраны памятников природы области, уголовного дела по факту незаконной вырубки деревьев на территории Котельничской дубовой рощи.
В 1979 г. Кировский облисполком специальным решением об охране редких и исчезающих растений и позвоночных животных взял под охрану 72 вида высших растений и 48 видов позвоночных животных и поставил вопрос о создании комплексных заказников на территории Медведского бора и на берегах р. Немды.
На 1 января 1986 г. охраняемые природные территории Кировской области составляли 13 охотничьих заказников общей площадью 239,5 тыс. га, 20 лесных заказников на площади 1957 га, 32 государственных памятника природы, площадь которых пока не определена. С учетом зеленых зон вокруг городов и поселков, поле- и почвозащитных, курортных лесов, запретных полос вдоль рек (747 тыс. га), вся площадь особо охраняемых территорий составляет около 1 млн. га, или почти 8% территории области.
Всего же к 1986 году в области выявлено 155 природных достопримечательностей, в том числе 29 геологических и геоморфологических, 53 водных, 58 ботанических, 6 зоологических, 7 ландшафтных, 2 природно-исторических. Из 32 государственных памятников природы области 11 геологических и геоморфологических, 2 водных, 15 ботанических, 3 ландшафтных, 1 природно-исторический. Райисполкомами предложены к охране 56 объектов: 4 геологических, 22 водных, 24 ботанических, 1 зоологический, 5 комплексных.
В 1981 г. были составлены учетные карточки, паспорта и охранные обязательства на все государственные памятники природы, а с 1983 г. облсовет ВООП начал передавать памятники природы под охрану землепользователям через охранные обязательства.
Пока не определены юридически границы большинства памятников природы, у многих еще не установлены информационные щиты я предупредительные знаки.
При отсутствии у памятников природы специальных сторожей судьба их во многом зависит от отношения к ним местного населения, туристов, отдыхающих, изыскателей и проектировщиков добычи природного сырья, природопользователей — всех нас.