Почти на 25 км, от Котельнича до с. Вишкиль, по высокому правому берегу Вятки пятидесятиметровой почти отвесной кручей, местами разорванной оврагами, обнажается красноцветная глинистая толща татарского яруса пермской системы. Состав пород здесь довольно однообразен — красные песчанистые глины и известковые глинистые и слюдистые песчаники, переслаивающиеся с пестрыми мергелями (Кротов, 1879).
В 1933 г. аспирант Казанского университета С. Г. Каштанов, обследуя этот берег, обнаружил у д. Ванюшонки в пластах глины у самой подошвы берегового склона два крупных скелета ископаемых животных.
Изучением этих находок и дальнейшими раскопками занималась палеонтолог Академии наук СССР А. П. Гартман-Вейнберг. Найденные здесь скелеты она описала как принадлежащие двум новым видам разных родов — антодон (Anthodon rosicus) и парейазух (Pareiasuchus viatkensis) — примитивных ящеров-парейазавров из
группы котилозавров, ответвившихся в каменноугольном периоде от первых сухопутных земноводных животных — стегоцефаллов (панцирноголовых).
Однако И. А. Ефремов полагал, что эти находки принадлежат к одному и тому же новому роду и даже, возможно, одному виду.
В 1947 г. раскопки под Котельничем продолжила экспедиция Палеонтологического института АН СССР под руководством Б. П. Вьюшкова, обнаружившая останки еще одного ящера. На следующий год экспедиции вновь пришлось ехать сюда, поскольку житель д. Боровики Д. Д. Вологжанин, который по заданию Б. П. Вьюшкова вел наблюдение за обнажением после половодья, сообщил, что у д. Земцы обнаружил еще 7 скелетов. Кроме парейазавров, в том году были найдены останки зверозубого ящера — иностранцевия, а также кости двинозавра — лабиринтодонта из земноводных.
Всего под Котельничем было найдено около 15 более или менее полных скелетов пресмыкающихся (Устюгов, 1951).
Парейазавры — массивные, пятипалые роющие растительноядные пресмыкающиеся до 2,5 м в длину — жили в конце пермского периода. Большую часть времени они проводили в воде, в полупогруженном состоянии, питались сочной растительностью. Роговой панцирь защищал их сверху от врагов. Вероятно для обороны служили им и шиповидные выросты панциря на «щеках».
Неуклюжие, тяжеловесные, они нередко вязли в топкой трясине, которая целиком поглощала их. Благодаря этому мы имеем теперь редкий случай захоронения ископаемых животных в естественной позе, в первоначальном залегании непосредственно на месте гибели. Почти все скелеты полные, не разрушенные хищниками или падальщиками, что случается в практике палеонтологов очень редко.
Впервые останки парейазавров были найдены в начале 1890-х годов в пермских породах на юге Африки. В нашей стране похожие на парейазавров, но более высокоорганизованные ящеры — скутозавры известны лишь из раскопок профессора В. П. Аммалицкого на р. Малой Северной Двине, в 17 км выше Котласа Архангельской области. Раскопки в Котельниче показали, что там найдены остатки более древних ящеров.
Как пишут И. А. Ефремов и Б. П. Вьюшков (1955), «Котельничское местонахождение представляет собой ко-лоссальное скопление остатков парейазавров, возможно, превосходящее все подобные скопления из других частей Советского Союза и мира. Целесообразна организация в данном случае палеонтологического заповедника».