Как и всякая идея, выходящая за рамки укоренившихся представлений, идея охраны памятников природы всегда имела не только сторонников, но и противников. Возражали как против самой идеи сохранения прекрасного в природе, так и против термина «памятник природы». Однако более удачного названия этой категории охраняемых природных объектов пока не найдено. В Чехословакии, например, это «охраняемые творения природы», но в нашей стране, как и в большинстве других, термин «памятник природы» прочно вошел в теорию и практику заповедного дела, а теперь закреплен и юридически.
А. Гумбольдт под памятниками природы подразумевал отдельные примечательные природные объекты. Не изменил содержания этого понятия и Г. Конвенц (1914), относивший к памятникам природы «характерные для данной местности образования, преимущественно такие, которые находятся на своем первоначальном месте, оставаясь почти нетронутыми влиянием культуры». При этом он подчеркивал, что в определении принадлежности любого природного объекта к категории «памятник» в каждом конкретном случае нужно исходить из объективной оценки его значимости — один и тот же объект в одной местности может не представлять никакого интереса, в другой — быть достойным охраны.
Во многих странах памятниками природы называют целые местности с уникальными природными объектами, не являющиеся заповедниками или национальными парками. Примером такого памятника природы служит «Ущелье динозавров» в США площадью 82 тыс. га.
В ленинском декрете «Об охране памятников природы, садов и парков» была принята именно такая широкая трактовка термина: «Участки природы и отдельные произведения ее (животные, растения, горные породы и т. д.), представляющие особую научную и культурно-историческую ценность и нуждающиеся в охране, могут быть объявлены … неприкосновенными памятниками природы». В статье 9 Закона об охране природы в РСФСР сделано уточнение — «режим государственных заповедников и заказников устанавливается как для значительных территорий, так и для небольших урочищ (рощи, озера, участки долин и побережий и т. д.) и отдельных объектов (водопады, пещеры, уникальные геологические обнажения, редкие или исторически ценные деревья и т. п.), объявляемые соответственно охраняемыми урочищами и памятниками природы».
В «Проекте сети постоянных ботанических, геологических и ботанико-геологических заказников всесоюзного значения» (1964) и в книге «Примечательные природные ландшафты СССР…» (1967) памятники природы вообще названы заказниками. Но вряд ли уместным будет термин «заказник» применительно к скале, озеру, небольшой роще. Это будут памятники природы — реально существующая категория охраняемых природных территорий.
Широкое толкование термина «памятник природы» узаконено у нас типовым положением, где говорится: «Государственными памятниками природы объявляются уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении природные объекты, представляющие собой небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) в : отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные кратеры, отдельные редкие или исторически ценные деревья и т. п.), а также природные объекты искусственного происхождения (старинные аллеи и парки, участки заброшенных каналов, карьеры, пруды и т. п.) не признанные памятниками истории и культуры или не входящие в состав единых природно-исторических памятников».
Таким образом, памятниками природы следует считать взятые под охрану типичные или уникальные отдельные природные объекты и целые природные комплексы, участки ландшафта, как следы прошлых этапов или примеры современных процессов естественного развития ‘ природы.
В настоящее время в нашей стране официально существуют следующие основные категории особо охраняемых природных территорий, отличающиеся друг от друга как целями охраны (научная, практическая, рекреационно-оздоровительная), так и режимами охраны (заповедный, заказной, комбинированный):
заповедники — территории, полностью и навечно изымаемые из хозяйственного пользования (заповедный режим) в научных целях, то есть для постоянных научных наблюдений за естественным ходом природных процессов. Заповедники имеют службу охраны и штат научных работников, представляя собой научно-исследовательские учреждения в природе;
заказники — территории, частично и временно изымаемые из природопользования (заказной режим) в практических целях, то есть для воспроизводства того или иного природного ресурса с последующей эксплуатацией их как обычных угодий. В нашей стране получили распространение две разновидности заказников — охотничьи, где охраняются промысловые животные, и лесные, в которых оберегаются ценные для лесоводов деревья. Как отдельную категорию охраняемых природных территорий иногда выделяют резерваты — охраняемые места обитания (скопления) редких, исчезающих или ценных видов растений или животных, то есть по своему назначению и по режиму охраны резерваты представляют собой разновидность заказников;
природные парки — территории, включающие заповедные места и участки с заказным режимом охраны. Создаются для организации массового отдыха людей на лоне природы. За рубежом широко практикуется создание национальных парков, то есть природных парков; более высокого ранга, имеющих на своей территории природные диковины мирового значения, являющиеся достоянием нации (секвойи или мамонтовые деревья в Иосемитском парке, гейзеры, горячие источники — в йеллоустонском);
ресурсоохранные территории — поле- и почвозащитные полосы, водоохранные леса вдоль рек, курортные леса и т. п., имеющие режим заказников и создаваемые для сбережения природных ресурсов – плодородия почв, полноводности рек, бальнеологических свойств местности;
памятники природы — все остальные, требующие охраны территории и отдельные природные объекты. В отличие от заповедников и заказников памятники природы учреждаются не в научных или практических целях, а в научно-познавательных, эстетических, рекреационно-оздоровительных.
Цель охраны природных территорий, то есть их назначение, служит более надежным критерием их классификации, нежели размеры. Законодательство ГДР, например, памятниками природы определяет объекты площадью не более 1 га. Но к какой категории отнести тогда озеро, старинный парк, рощу площадью в несколько десятков, а то и сотен гектаров, охраняемых в научных, рекреационных или учебно-просветительных целях? Охраняемое урочище? Но это, на наш взгляд, лишь разновидность, тип памятника природы.
Иногда ландшафтные, геологические, ботанические и комплексные памятники природы объявляются постоянными заказниками. Однако при этом меняется лишь название, но не суть — такие «заказники» выполняют функции памятников природы (научную, познавательную, эстетическую) и в отличие от лесных и охотничьих заказников не закрепляются за работниками штатной охраны, то есть как и все памятники природы. Это бывает оправданным только в том случае, когда, например, ботанический памятник становится лесным заказником, что практически обеспечивает ему более гарантированную неприкосновенность. В большинстве же случаев не следует смешивать эти две разные категории охраняемых природных территорий, имеющие принципиальные различия.
Теоретически памятники природы должны иметь заповедный режим охраны, то есть должен охраняться весь природный комплекс на территории (в окружении) любого памятника природы — только в этом случае охрана большинства из них, как эталонных образцов природы, будет иметь смысл. Но по существующему законодательству большинство памятников природы имеет заказной режим охраны. За сохранность памятника отвечает землепользователь.
По своему содержанию, то есть в зависимости от того природного компонента, необходимость охраны которого обусловила учреждение того или иного памятника, все они могут быть подразделены на следующие типы:
1 Ландшафтные (охраняемые урочища) — участки, наиболее полно характеризующие тот или иной тип местности, а также участки, где отдельные природные достопримечательности (растения, животные, водоемы, формы рельефа) общностью территории объединяются в единый ландшафт.
2 Геологические и палеонтологические — классические и опорные обнажения горных пород, характерные участки месторождений полезных ископаемых, редких минералов, местонахождения остатков ископаемых организмов.
3 Геоморфологические (орографические) — характерные, уникальные или живописные формы рельефа: увалы, дюны, холмы, овраги, карстовые образования и т. д.
4 Гидрологические — примечательные водные объекты: реки, озера или их части, источники, водопады и т. д.
5 Биологические (ботанические и зоологические) — местообитания исчезающих и редких видов организмов, гнездовые колонии и места скоплений птиц, «барсучьи городки» и логовища других полезных и охраняемых млекопитающих, типичные участки зональной растительности, примечательные рощи и отдельные деревья.
6 Природно-исторические — местности (урочища) и отдельные природные объекты, с которыми были связаны исторические события или жизнь и деятельность выдающихся людей.
7 Комплексные — объекты и участки природы, содержащие в себе два или несколько заслуживающих охраны компонента, но не образующие целостного ландшафта (пещера с колонией летучих мышей, примечательное озеро с охраняемыми видами организмов, старое дерево с гнездовьем охраняемых птиц и т. п.).
Памятники природы любой конкретной местности — это ценный исходный фактический материал, к которому ученые смогут вновь и вновь обращаться на новых уровнях развивающейся методологии научных исследований. Чем полнее и разнообразнее будут сохранены они, тем успешнее будут разрешаться существующие и будущие проблемы естествознания и природопользования.
Велика также учебно-познавательная роль памятников природы. Они относятся также к категории рекреационных (то есть обеспечивающих отдых людей) ресурсов, в значительной мере стимулирующих туризм. Продуманная эксплуатация территорий в этих целях может приносить немалую прибыль.
Как и любую другую категорию заповедных территорий, памятники природы нельзя считать бесполезными для народного хозяйства. Наоборот, заповедные территории, изъятые лишь из традиционно утилитарного использования, приобретают особую научную и хозяйственную ценность, принося со временем гораздо большую социально-экономическую и экологическую пользу, нежели обычные хозяйственные угодья (Реймерс, Штильмарк, 1978).
Еще в 1908 году профессор Г. А. Кожевников говорил: «Какая цель сохранения таких нетронутых участков? Прежде всего, чисто научная, а затем, конечно, и практическая, так как только научное изучение природы дает прочные основы для практической деятельности. Мы должны позаботиться, чтобы природа сохранилась хотя бы местами во всей своей естественной неприкосновенности. Если мы об этом не позаботимся, то область нашего будущего изучения сильно сократится и многие вопросы останутся навсегда нерешенными».
И в первых же декретах Советского правительства такой подход к заповедным территориям был возведен в один из основных принципов социалистического природопользования. В ленинских декретах, учредивших наши первые государственные заповедники, было определено их назначение — «для выполнения научных и научно-технических задач страны». Этот подход получил дальнейшее развитие в последующих документах. В материалах XXVI съезда КПСС записано: «Продолжить формирование научно обоснованной сети заповедных территорий и национальных парков и проводить на их базе изучение природных систем с целью выработки рекомендаций по рациональному использованию природных ресурсов». XXVII съезд КПСС также определил, как одно из основных направлений в области охраны окружающей среды на 1986—1990 годы и на период до 2000 года дальнейшее «расширение сети заповедников, национальных парков, заказников и других охраняемых природных территорий».