Старый Казанский тракт, миновав Нолинск, круто взбирается на берег Вой и, снова повернув на юг, почти параллельно этой речке устремляется к Вятке. И опять поля, перелески, небольшие селения и вновь поля.
За д. Сомовщина дорога начинает спускаться с водораздела в долину, постепенно погружаясь в сплошное море соснового леса, раскинувшегося почти до самой Вятки. Только в пойме он уступает место лугам, дубовым рощам, липнякам, ольховникам.
Сам лес обычно не производит на путника особого впечатления — с виду обычный сосновый бор. А вот рельеф… Кажется, что дорога врезана в полотно гигантской стиральной доски. Слева и справа земля под соснами бугрится дугообразными валами разной величины. Это древние дюны, давно привлекшие внимание исследователей.
У самого выхода тракта в пойму влево от него отходит дорога на пос. Медведок. На северной и западной окраине его лес вырублен, и вот здесь дюнный ландшафт можно наблюдать как бы в «препарированном» виде. Когда-то такой вид имела вся эта местность. Голые песчаные дюны, перевеваемые сухими холодными ветрами, бугрились до самого горизонта…
Начало изучению природы Медведского бора положила в июне 1923 года комплексная экспедиция студенческого кружка по изучению местного края при Вятском педагогическом институте (Шернин, 1926; 1929). Руководил экспедицией А. Д. Фокин, который еще летом 1919 г. совершил свой первый поход с юннатами из Вожгал в Медведский бор. В составе экспедиции были его коллеги — впоследствии известные ученые — А. В. Хабаков, А. И. Шернин, П. В. Плесский, А. М. Лопатина и юннаты: М. П. Петров, П. И. Никольский, Н. Н. Розанова, М. Ф. Солоницына — всего 16 человек. Экспедицией были собраны интересные материалы по геологии, почвам, фауне и флоре Медведского бора. Был открыт новый для науки вид несовершенных грибов и новый для губернии минерал палыгорскит, или горная кожа (Разумовский, Хабаков, 1924). Наблюдения, проведенные во время этой экспедиции, позволили А. В. Хабакову (1926) сформулировать свою точку зрения на происхождение вятских дюн.
В июле 1949 г. А. Д. Фокин со своими юннатами и охотоведом Г. П. Каменских по заданию областной конторы «Заготживсырье» детально обследовал растительность Медведского бора на предмет пригодности его для выпуска бобров и белки-телеутки. Бобрам здесь места не нашлось, а вот для белок, казалось бы, лучшей стихии, чем это хвойное безбрежье, трудно было желать, и в том же году партию телеуток завезли сюда из Алтайского края.
На этом охотоведческий интерес к Медведскому бору иссяк.
Но неуклонно растет его известность среди географов, гидрогеологов, ботаников, туристов… Во многих отношениях он просто уникален.
Главные достопримечательности Медведского бора — это разнообразные карстовые формы рельефа, реликтовые песчаные дюны, степные виды растений и животных.
Карст здесь приурочен к второй надпойменной террасе, где под отложенными потоками талых ледниковых вод лесками близко к поверхности залегают известняки.
Некоторые исследователи, в частности Ю. М. Устюгов (1956), связывают происхождение карста Медведского бора с землетрясениями, время от времени происходившими в нашем крае. Несомненно, пусть и незначительные подземные толчки способствовали появлению многочисленных трещин в карбонатных породах, что в значительной степени активизировало карстовый процесс.
О единой причине образования подземных трещин свидетельствует совпадение направления длинных осей провалов, близкого к меридиональному. Ориентация трещин с севера на юг — в направлении стока подземных вод (к Вятке) также способствует развитию карста.
При сочетании этих условий и сформировался здесь интересный карстовый участок, где на сравнительно небольшой площади наглядно выражены разнообразные формы поверхностного карста — воронки, озера, провалы до 5.3 м глубиной и до 100 м в диаметре. По наблюдениям гидрогеолога А. В. Русских, больше распространены в бору воронки просасывания (коррозионно-суффозионные), в то время как собственно карстовые (провальные) формы встречаются реже. Слившиеся друг с другом провалы образуют рвы протяженностью до 300 м. Днища старых провалов заторфованы. В годы с высоким стоянием грунтовых вод почти все провалы заполняются водой, и слой торфа, густо переплетенный корневищами сабельника, вахты, осок и других болотных растений, всплывает в виде круглого острова, оставляя прибрежное кольцо чистой воды. Наиболее крупные провалы, постоянно заполненные водой, образуют карстовые озера — Чваниху, Карасье и Черное.
Жемчужина Медведского бора — озеро Чваниха (в 5 км к северо-востоку от пос. Медведок), оно состоит из 22 карстовых провалов и трех карстовых рвов, слившихся в дугообразную цепочку длиной 1,5 км с наибольшей глубиной 14,5 м. Оно очень живописно в своих крутых берегах замысловатой конфигурации, в оправе обступивших со всех сторон медноствольных сосен.
А. В. Русских установил, что озерное ложе как бы подвешено над уровнем воды в р. Вятке на несколько метров. То есть дно Чванихи еще не достигло уровня эрозии, озеро еще растет. Об этом свидетельствует увеличение глубины его (по измерениям А. Д. Фокина, в 1949 г. его глубина была 11,2 м), изменение очертаний береговой линии, появление новых провалов по его берегам.
Вода в Чванихе прозрачная, холодная, слабопроточная, что указывает на подземную циркуляцию ее в районе озера по системе подземных трещин. В результате постоянной «промывки», обновления воды, в озере не скапливаются органические остатки, дно его чистое, песчаное. В 80-е годы в озере наблюдалась постоянная прибыль воды, независимо от количества выпадавших осадков. Межпровальные перемычки оказались на большой глубине, вдоль всего берега образовалась кайма посохших от подтопления деревьев.
С северо-запада от Чванихи, через дорогу, находится другое озеро, состоящее примерно из 7 слившихся провалов.
Оно тоже молодое, растущее. За последние десятилетия здесь полностью исчезли перемычки между провалами и появились новые воронки по склону западного берега.
Озеро Карасье — овальной формы, со всех сторон окруженное широким кольцом сплавины с зарослями серой, ольхи.
Кроме карстовых есть в бору притеррасное озеро Лебединое. Значительное по площади, вытянуто-овальной формы, оно одним концом вклинивается в боровую террасу, по которой вплотную к воде подступают сосны. Этот берег высокий, сухой, противоположный — заболочен.
Две речушки Клюка (длиной 29 км) и Юртик (16 км), наблуждавшись по бору, выходят из него восточнее поселка и вливаются в Вятку. Это типичные лесные речки — мелководные, довольно шустрые на перекатах.
В книге «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана» Медведский бор характеризуется как «остепненный бор перигляциальной зоны, реликт ксеротермической эпохи послеледникового времени, расположенный на материковых дюнах».
Дюны Медведского бора — это сохранившийся участок эолового (ветрового) рельефа приледниковой равнины, сформировавшегося в широкой долине Вятки сильными ветрами из толщи песка, принесенного талыми водами ледника. Высота дюн здесь достигает 4—8 и даже 12 м (Хабаков, 1926). На этих песчаных буграх нашли приют среди лесов более 30 видов степных растений (Фокин, 1929; 1930; 1949);
ковыль перистый (Stipa pennata);
овсяницы: полесская (Festuca polesica) и жестковатая (F. duriuscula);
тимофеевка степная (Phleum phleoides); песчанка мелкожелезистая (Arenaria micradenia); смолевки: днепровская (Silene boristhenica) и поникшая (S. nutans);
качим метельчатый, или перекати-поле (Gypsophila paniculata);
гвоздики: песчаная (Dianthus arenarius); борбаша (D. borbasii), Фишера (D. fisheri); очиток — «заячья капуста» (Sedum telephium); лапчатка распростертая (Potentilla humifusa); астрагал песчаный (Astragalus arenarius) и нутовый (A. cicer);
остролодочник волосистый (Oxytropis pilosa); змееголовник Рюйша (Dracocephalum ruyschianum); очанка татарская (Euphrasia tatarica); колокольчик сибирский (Campanula sibirica); цмин песчаный (Helichrysum arenarium); полыни: полевая (Artemisia campestris) и Маршалла (A. marschalliana);
наголоватка васильковая (Jurinea cyanoides); василек Маршалла (Centaurea marschalliana); ястребинка румянковая (Hieracium echioides) и другие.
В 1975 г. экспедицией Кировского краеведческого музея был найден новый вид — ястребинка песколюбивая (H. psammophilum), до тех пор не отмечавшаяся не только в области, но и на всем востоке Европейской части Союза.
В бору встречаются некоторые растения хвойно-широ-колиственных лесов: посконник коноплевый (Eupatorium cannabinum), колокольчики — болонский (Campanula bononiensis) и рапунцелевидный (С. rapunculoides).
Фауна бора тоже наделена степными видами.
По мелколесью на пригреваемых солнцем полянах в песке можно увидеть воронки личинок муравьиного льва, напоминающего стрекозу насекомого. Здесь же встречаются норки паука-тарантула. В погожий день обращают на себя внимание своей яркой расцветкой редкие для области бабочки — желтушка ракитниковая (Colias myr- midone), пестрянки (Procris sp. sp.), аполлоны (Parnassius apollo, P. mnemosyne), махаон (Papilio machaon), подалирий (P. podalirius), ленточники: тополевый (Limeni- tis populi) и голубоватый (L. Camilla), переливницы: ивовая (Apatura iris) и тополевая (A. ilia).
Остепненные участки бора занимают сравнительно небольшую площадь. Основная часть лесного массива представлена беломошными, зеленомошными и сложными борами.
Чисто и пусто в бору-беломошнике. Даже в пасмурный день здесь как-то светлее от белесого лишайникового покрова из альпийской, оленьей, лесной кладоний и исландского мха. Лишь кое-где встречаются травянистые растения — ястребинка зонтичная, сушеница лесная, брусника, кошачья лапка. Здесь в основном и встречаются степняки.
Зеленомошник побогаче. В нем пышным ковром выстилаются зеленые мхи — плеврозиум Шребера, гилокомиум блестящий, ритидиадельфус трехгранный, дикранум многоножковый. Чаще встречаются куртины типичных для зеленомошных боров травянистых растений — грушанок: зеленоцветной и однобокой, зимолюбки зонтичной. плауна сплюснутого, линнеи северной.
Более богатые почвы по склонам коренного берега занимает сложный, ландышевый бор с густым травянистым покровом. Сплошные заросли подлеска образуют бересклет бородавчатый, жимолость обыкновенная, липовая и дубовая молодь.
Фауна птиц и зверей этих лесов, как и везде в борах, довольно однообразна и немногочисленна. Из млекопитающих обычны лось, белка, лисица, заяц-беляк. По речкам Клюке и Юртику живут выдра, ондатра, бобр.
Выпущенная здесь белка-телеутка — подвид обыкновенной белки, но более крупный, с более пушистым к светлым мехом, — вступая в родственные связи с местной популяцией обыкновенной белки, попросту растворилась в ней. Да и учитывая склонность белок к дальним миграциям, трудно было ожидать от этой акклиматизации положительных результатов. Свои особые качества телеутка сохраняет благодаря обитанию в условиях ленточных боров по Иртышу и Оби, изолированных безлесьем от других лесных массивов.
В птичьем населении Медведского бора есть виды, типичные для подзоны хвойно-широколиственных лесов, иволга, козодой и, что удивительно, — удод и зимородок.
Любопытно, что наряду с типичными степными видами здесь уживаются представители флоры и фауны Крайнего Севера. На торфяниках, например, растут водяника и клюква мелкоплодная, сохранившиеся, видимо, еще с ледникового времени.
В отношении охраны Медведского бора вызывает тревогу то обстоятельство, что участок дюнного рельефа с охраняемыми видами степных растений и животных расположен у самого пос. Медведок, начинаясь сразу за его окраиной, и поэтому в первую очередь страдает от местного населения, туристов, отдыхающих. Дюны распахиваются, разравниваются, застраиваются, используются под поселковую свалку. Особенно тревожит то, что редколесные участки и немногочисленные поляны, где только и встречаются степняки, работники лесничества засаживают лесом, обрекая на полное исчезновение степные виды. И без того редкие, они постепенно исчезают также из-за выпаса скота, засорения бора, сбора их на букеты. Почти полностью уничтожен в бору ландыш.
Дальнейшему оскудению Медведского бора должно было положить конец решение облисполкома в 1981 г. об организации здесь геолого-ботанического заказника на площади 10500 га в составе 101 квартала лесопарковых и водоохранных лесов Медведского опытного лесничества. Однако двумя последующими решениями облисполкома по уточнению границ заказника в связи с просьбами Нолинского лесхоза и жителей пос. Медведок были выведены из-под охраны кварталы под лесоразработки, выпас и прогон скота. В результате охраняемая площадь уменьшилась до 6579 га, ограничившись 55 кварталами: с 27 по 34, 49—60, 67—80, 88—92, 95—98, 104, 110—114, 116—119, 121, 124, 126. По дорогам в кварталах 27, 51, 68, 69, 75, 76, 77 был разрешен прогон скота. То есть в отношении охраны степных растений положение не улучшилось.
Только создание зоны абсолютной заповедности на безлесном или редколесном дюнном участке площадью не менее 50 га может решить эту проблему. С этой точки зрения представляется наиболее целесообразным прореживание леса или его частичное сведение на площади 2—3 га с полной изоляцией (огораживанием) этого резервата в наиболее типичной остепненной части бора — беломошника, например, сразу за поселком к западу от дороги на Нему или западнее р. Юртик. Такие резерваты можно создать и в Аркульской даче между р. Клюкой и р. Талицей.
В составе 126 квартала к заказнику отошла пойменная дубрава в устье р. Клюки с пойменными озерами Аркулем, Светлым, Глухим и Черным.
В бору наглядно выражена вся гамма типов южнотаежных сосновых лесов в окружении растительности неморального комплекса — сложных боров, черноольховников, дубовых рощ. Поэтому важно сохранить этот лесной массив как образец зональной растительности.
По своим природным особенностям, их научной ценности Медведский бор не уступает заповедникам Европейской части страны. Многое в природе бора еще требует кропотливых научных исследований. Медведский бор долго будет манить к себе исследователей, как уникальное хранилище интересных явлений природы, как живая иллюстрация ее истории.